воскресенье, 28 июня 2009 г.

Методика М.А. Ильина

Максим Анатольевич Ильин - психолог, преподаватель Школы активного мышления Ильина.

В своей книге "Учимся писать грамотно"(Издательский дом "Литера", 2007) М.А. Ильин утверждает, что разработанная им методика повышения грамотности проверена "20 годами успешной работы и тысячами учеников".

Специфика методики заключается в том, что автор учит детей грамоте без изучения правил.

М.А. Ильин утверждает, что "гарантированного и стабильного результата добиваются те ученики, которые четко и активно выполняют все упражнения и выучивают по данной методике 8 диктантов": занятия повторяются по кругу, пока учащийся "не заучит все предложенные диктанты".

На процесс обучения уходит 1,5 - 2 месяца (правда, автор не указывает, какова частота занятий в неделю!).

Каждое занятие, по М.А. Ильину, состоит из 4 блоков:

1) Сочинение: за 4 минуты ученик должен написать сочинение из четырех предложения на любую тему.

"При ежедневном написании таких сочинений, - утверждает психолог, - можно видеть, как развивается навык придумывания и написания".

Зачем писать сочинения на занятиях по формированию навыка грамотного письма? Автор достаточно убедителен: чтобы писать грамотно, нужно, как минимум, не бояться писать, иметь то, что хочется изложить на бумаге.

2) Чтение: на каждом уроке (а еще лучше ежедневно), ученик должен читать, причем читать в двух режимах:

- Режим "Чтение по знакам": его цель - создание комплекса ощущений от расстановки знаков препинания в предложении. Для этого необходимо выбрать предложение, содержащее знаки препинания, и прочитать его 3-4 раза, каждый раз при этом проговаривая знаки препинания и рисуя их пальчиком по воздуху. Четвертый раз это желательно делать, вспоминая предложение по памяти.

- Режим "Чтение по слогам": его цель - способствовать накоплению в памяти ученика множества примеров грамотного написания слов. Орфографическое ("как пишется") чтение 2 страниц книги позволит создать в голове ученика модели грамотного письма."Если ученик, глядя на слово, мысленно письменными буквами пишет его, то эффективность упражнения резко возрастает".

3) Диктант. Работа над заучиванием диктанта проводится в определенной последовательности:
- текст читается по знакам и по слогам;
- затем этот текст переписывается по следующему алгоритму: чтение 2-3 слов текста в орфографическом режиме; мысленное повторение этих слов с представлением процесса их написания; записывание этих слов по памяти в тетрадь; проверка написанного по печатному тексту.
Если при списывании в таком режиме не было допущено ни одной ошибки, ученику предлагается переписать снова весь текст, но уже ПО ПРЕДЛОЖЕНИЯМ. Предложение прочитывается ("как написано!"), проговаривается по памяти, записывается и проверяется. Если предложение очень длинное, то можно его разбить на 2-3 части, по 1,5 - 2 строчки каждая.
Если ошибок нет, то наступает время соственно диктанта. Ученик записывает проработанный текст под диктовку взрослого, как минимум, 2 раза.
Далее необходимо перейти к следующему тексту. Заучивание следующего текста должно сопровождаться работой по удержанию в памяти предыдущих диктантов: "их нужно перечитывать и иногда переписывать, чтобы они не забывались".
"Если учить 1 диктант в неделю, - утверждает М.А. Ильин, - то через 2 месяца все 8 диктантов будут освоены. Ниже "четверки" оценки не будет".

4) Укрепление руки через письмо. Усовершенствоать процесс управления рукой, по мнению М.А. Ильина, помогает многократное написание одного и того же слова.
"Режим выполнения упражнения следующий. Ученику предлагается написать одно слово (можно из орфографического словаря): 4 раза - медленно и красиво и 16 раз - быстро и разборчиво". Желательно, чтобы слово было "длинным". К примеру: аккомпанемент, аккумулятор и т.д.


Для М.А. Ильина важно в процессе обучения соблюдать следующие принципы:

1) принцип создания состояния (формирования и развития мотивации к обучению);

2) принцип нагрузки (работа с предельной для данного уровня развития ребенка нагрузкой: "в конце любой деятельности следует предложить ребенку сделать это еще раз, но быстрее, доведя скорость выполнения задания до предела своих возможностей");

3) принцип целостности (определяет следующую структуру как системы работы, так и отдельного занятия: от целого к частному и снова к целому).

ВНИМАНИЕ! Ждем комментариев от тех, кто знаком с этой методикой непонаслышке. Интересно все: ваши впечатления, результаты, предположения, прогнозы, сомнения и критика.

Комментариев нет:

Отправить комментарий